2025 - год рабочих профессий
252 тыс. студентов - обучаются в колледжах рабочим профессиям
518 предприятий - взяли шефство над колледжами и предлагают рабочие места
385 тыс. вакансий - на бирже труда для рабочих специальностей в 2024 г.
сварщики;
сантехники;
штукатуры;
трактористы;
строители-монтажники.

Атлас новых профессий и компетенций в РК
В Атласе новых профессий вы можете найти описание 3-х групп профессий:
- Новые профессии – профессии, которые еще официально не существуют, но с высокой долей вероятности появятся в ближайшее время;
- Трансформирующиеся профессии – это уже существующие профессии и специальности, которые с высокой долей вероятности сильно изменятся;
- Исчезающие профессии – это те профессии и специальности, которые с высокой долей вероятности будут не востребованы уже в ближайшем будущем.

Профориентация в школе — это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
· Профессиональная информация: включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
· Профессиональное воспитание: включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
· Профессиональная консультация: изучение личности учащегося, носит индивидуальный характер. Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Профориентационная работа на каждом возрастном этапе должна способствовать:
– к окончанию начальной школы – формированию положительного отношения к ценности труда, его общественной значимости;
– к окончанию 8-го класса – развитию учебно-профессиональных интересов и склонностей;
– к окончанию 9-го класса – готовности к выбору профиля обучения, обоснованному формированию профессиональных намерений, вариантов получения общего полного образования;
– к окончанию 11-го класса – к осознанному выбору профессии, формированию индивидуальной траектории профессионального образования;
– к моменту окончания учебного заведения профессионального образования – формированию профессиональной компетентности, готовности к самостоятельному трудоустройству и профессиональной самореализации.